Тел. (812) 928-53-81
E-mail: info@abc.org.ru

Business Intelligence работает в России

Современные информационные технологии развиваются семимильными шагами, в том числе и в России. Хотя сегодня мы скорее выступаем в роли догоняющих, используя те наработки и ту идеологию, которую предлагают западные компании - поставщики и разработчики программного обеспечения. Это обусловлено историческими аспектами развития и технологической базой. В современном мире все-таки Запад диктует моду: дает определения и разрабатывает стандарты в сфере информационных технологий.

К сожалению, пока российские специалисты не могут претендовать на лидерство ни в разработке новых методологий, ни в их реализации. Хотя параллельно с развитием бизнеса в нашей стране, с появлением корпораций и крупных бизнес-структур совершенствуется автоматизация и накапливается опыт использования передовых информационных технологий.

Не надо никого убеждать, что компьютерная сеть необходима успешному бизнесу как воздух. Наработаны большие массивы информации и заложены в современные базы данных, а сами объемы баз данных растут весьма динамично. Именно этим и объясняется то, что наиболее прогрессивные российские компании проявляют чрезвычайно высокий интерес к такой сфере IT, как анализ информации. В мировой практике сформулировано более емкое понятие, подразумевающее интеллектуальные обработки массивов данных, их анализ и визуальное представление - Business Intelligence (BI).

Общие тенденции европейского рынка в 2004 году освещены в отчете компании Gartner: рынок программных средств для бизнес-анализа вырос на 12%. По мнению IDC, рост рыночного сегмента систем бизнес-аналитики в России в 2004 году составил 40%, а это весьма значимая цифра.

30 ноября 2005 года в Москве прошла ежегодная конференция "Business Intelligence: результативность использования технологий и приложений - 2005".

По мнению участников конференции, в этом году она стала более представительной, что наглядно демонстрирует интерес к данной теме у потенциальных заказчиков. Программа конференции была весьма насыщенной. Организаторы мероприятия - издательство "Открытые Системы" и компания IDC - оправдали ожидания участников, на конференции выступили с докладами ведущие поставщики решений BI, работающие на российском рынке. Свои продукты и решения представляли компании IBM EE/A; Oracle, EMEA; S&T International (Sunopsis); IBS (решение на базе продуктов Microsoft); SAS; Sybase CIS (Sybase IWS); Panorama Software; Epicor; Business Objects и компания "Терн"; Data Integration Software (Informatica). Пересказывать содержание всех выступлений не имеет смысла, однако следует остановиться на ключевых и, в общем-то, обобщающих докладах, имеющих отношение ко всем представленным продуктам BI.

В целом темы докладов можно разделить на три основные категории: хранилища данных, бизнес-приложения и область применения, реальный опыт использования (выступления представителей российских предприятий, использующих BI).

Общие организационные проблемы при внедрении систем BI выделил в своем докладе Торбен Педерсен (Iorben Pedersen, IDC CEMA). Основная предпосылка для успешного внедрения системы (независимо от поставщика решения BI) - наличие корпоративной культуры предприятия. По словам Торбена Педерсена, когда отделы и структуры предприятия идут независимыми путями, когда нет понятия целостности компании и общей стратегии, положительного результата от внедрения не будет. Из этого следует вот какая опасность. На предприятиях, где внедрение BI курируется не руководителем предприятия, а только службой IT, возникают проблемы и возрастают риски неудачной реализации проекта. В тех же организациях, где руководство проектом внедрения BI берет на себя высший управленческий состав (и именно он курирует решение задачи), топ-менеджер получит ожидаемую эффективность от внедрения BI. Как показывает практика, ввод в эксплуатацию систем BI можно начинать с конкретных задач, стоящих перед одним из структурных подразделений, например перед отделом маркетинга или финансовым отделом. Хотя, конечно, необходимы и сведения из других подразделений и решение любого вопроса требует особой ответственности при занесении первичной информации. Внедрение может идти поступательно, но для его успешности надо ставить задачу глобально и двигаться в направлении поставленной цели.

Организаторы мероприятия сделали настоящий подарок всем участникам - впервые в Россию приехал и выступил на конференции Билл Инмон (Bill Inmon), крупнейший мировой эксперт и автор концепции хранилищ данных (Data Warehouse), совершившей переворот в использовании информационных ресурсов для управления бизнесом.

Хранилище данных (Data Warehouse, DWH) - средства и технологии, позволяющие предприятиям, имеющим большие массивы данных, накопленные за 5-10 лет, организовать хранение значимых, с точки зрения анализа, данных в едином пространстве. Источником данных могут быть различные системы, используемые на предприятии, в том числе и морально устаревшие. Причем единую базу данных можно не только хранить как историю предприятия, но и иметь в прямом доступе для оперативного анализа, построения отчетов и обработки. В дальнейшем, благодаря различным приложениям BI, такие данные становятся "работающими", они используются бизнес-потребителями аналитической и статистической информации в наглядном, хорошо воспринимаемом виде.

Тема доклада Билла Инмона звучала так: "Возврат инвестиций и хранилище данных". В своем докладе г-н Инмон выделил пять основных задач, решаемых при построении хранилища данных: нахождение данных; сбор; интеграция; расстановка приоритетов (разбивка на стадии) и представление в виде отчетов. Этот процесс требует не только знаний различных платформ и баз данных, но и аналитического подхода к выборке, поскольку нет смысла просто "переливать" все данные из имеющихся систем на один выделенный сервер. Так, постоянно должна происходить подготовка информации для последующего анализа, поскольку хранилище будет пополняться по мере роста данных в первичных источниках. В процессе развития возможны подключения дополнительных категорий данных. Естественно, подобное решение не является дешевым и требует значительных финансовых вложений. И чем масштабнее задача, тем больше вложений необходимо для ее реализации. Отсюда вытекает и наиболее важный вопрос для собственника: какова экономическая эффективность внедрения DWH, существует ли она и можно ли просчитать ее? В своем выступлении Билл Инмон уделил этому аспекту особое внимание и привел основные показатели, по которым можно сравнить затраты и рассчитать отдачу и сроки окупаемости DWH. В качестве главного показателя использовалась стоимость одного отчета и время его формирования. Соответственно, эффективность наблюдается, только если количество нужных отчетов велико, необходима оперативность их формирования и актуальность отчета критична для бизнеса. И в решении данных вопросов особая роль отводится оперативному реагированию на произошедшее изменение. Так, в качестве примера была приведена деятельность корпорации "Боинг", хранящей данные по всем комплектующим самолета. В случае выхода из строя или критичного износа детали на одном из лайнеров компании проводится проверка или замена такой детали на всех моделях определенной серии, что значительно повышает надежность самолетов.

В ходе конференции было уделено внимание и другой задаче, реализуемой путем построения DWH, - возможности проведения анализа предыдущих периодов, для решения которой важны данные, накопленные за длительный период, их детальность. В таком случае анализ позволит выявить закономерности и определить факторы, влияющие на стабильность и конкурентоспособность бизнеса, и в дальнейшем сформировать эффективную стратегию развития. Именно за реализацию этих задач в BI отвечают пользовательские приложения. На конференции состоялись демонстрации таких решений, интерфейсы пользователей выглядели весьма выразительно, с развернутыми отчетными формами, графикой, информативным представлением данных.

Визуальное представление результатов обработки данных помогает проводить анализ, выявлять тенденции, а также формировать регламентные и динамические отчеты, оценивая эффективность деятельности. Возможность отслеживать ключевые показатели в реальном режиме времени позволяет оперативно выявлять возникающие отклонения и принимать управленческие решения. Причем возможность работы через веб-интерфейс предоставляет неограниченную свободу бизнес-пользователям. Поставщики BI-решений считают, что инструменты бизнес-анализа должны быть доступны большинству сотрудников предприятия, разумеется, с разграничением прав доступа к информации. Пользователи информации должны иметь возможность самостоятельно, без привлечения специалистов IT-отдела модифицировать отчеты, рассматривать данные в различных разрезах и изменять визуализацию представления отчетов (за исключением регламентных). Кроме того, они должны получать дополнительные сведения из баз данных, необходимые для выполнения текущей работы. В частности, представители компании Business Objects сообщили, что в их продукте задачи минимизации привлечения IT-специалистов к разработке отчетных форм и построения аналитических выборок реализуются с помощью семантического слоя, позволяющего сотруднику избегать технических сложностей источников данных и применять в работе привычную терминологию. Таким образом, аналитики и другие бизнес-пользователи получат значительную свободу действий, смогут формировать различные запросы к базе данных, не нарушая целостность информации, и в результате оперативно выполнить работу и снизить стоимость отчета.

Об опыте практического использования систем BI рассказывали представители организаций "Альфа-банк", ОАО "ВымпелКом", НП АТС, ОАО "Детский мир", ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", "Кампомос", ЗАО "Фольксваген Групп Рус". Другими словами, было представлено достаточно много вариантов реализации задач объединения и анализа данных. В основном на практике используется сочетание нескольких систем, и каждая отвечает за выполнение своего аспекта в рамках BI-проекта. Например, в ОАО "ВымпелКом" для решения задач поддержки маркетинговых компаний, формирования маркетинговой и финансовой отчетности применяется решение от нескольких поставщиков. Система находится в промышленной эксплуатации с мая 2005 года, обеспечивая интеграцию данных из ключевых систем, и содержит 17 Тбайт данных. Но было бы неправильным думать, что решения BI доступны лишь таким крупным корпорациям, как "ВымпелКом" или "Альфа-банк". Существуют реализации и для небольших торговых сетей - например, недорогое решение, использованное ОАО "Детский мир". Ведь для разного уровня задач и объемов данных предусмотрены различные варианты решений.

Говоря о возможностях использовать BI в сравнительно небольших организациях, хочется обратить особое внимание на один важный момент. Сегодня модное и раскручиваемое понятие BI пытаются использовать и поставщики систем, формирующих данные, - учетные системы, системы ERP, CRM и т. п. Сейчас практически каждый поставщик такой системы утверждает, будто у него есть BI. Если иметь в виду возможность строить красивые отчеты по имеющейся базе - то, конечно, есть. Но в действительности потенциал BI гораздо шире. Несмотря на все заявления поставщиков, невозможно встретить предприятие, где во всех аспектах деятельности применялась бы только одна система. Даже у организации среднего размера существуют массивы данных, которые формируются в различных системах, и нет необходимости формировать их в единой базе, иначе та станет просто "неподъемной". Да и возможности аппаратного обеспечения не безграничны. И здесь приходится выбирать: либо скорость обработки операции и отклик системы, либо хранение истории. Для анализа не следует хранить все данные целиком, так называемые "грязные" данные. В идеологии BI заложено понятие "очистка данных", то есть из всего массива выбирают лишь то, что нужно для анализа, и именно эта информация остается в хранилище и используется для анализа и контроля деятельности организации. И хотя количество участников рынка BI, представленного в России, не так велико, как, скажем, учетных систем или систем класса ERP, но если бизнесу требуются BI-решения, всегда можно найти продукт, соответствующий уровню поставленных задач. Ведь решение использовать BI как систему, влияющую на общую стратегию предприятия и затрагивающую его основные процессы, - это инвестиции в бизнес, которые и должны приносить дивиденды.

Волкова Елена Валерьевна, АВС Консалтинг
Статья опубликована в журнале IT Manager №6 2005 г.